ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 22, 2025

Авиапром пошел на просадку

Рейтинг: 0

Автор: Айгуль Абдуллина. Коммерсантъ

Финансирование производства самолетов и вертолетов из бюджета на 2025 год может быть урезано на 22% и составит 78,8 млрд руб. вместо более чем 100 млрд руб., запланированных ранее. В первую очередь секвестр затронет субсидии лизингодателям и авиакомпаниям на покупку и эксплуатацию воздушных судов. В профильном комитете Госдумы опасаются переноса сроков по поставкам, однако эксперты риски оценивают как несущественные. Такой же позиции придерживаются и в «Ростехе», настаивая, что «планы госпредприятия неизменны», со следующего года холдинг готовится приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании.

Федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов» получит на 22,4 млрд руб. меньше, чем планировалось в действующем федеральном бюджете (101,2 млрд руб.). Это следует из положительного заключения комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках к федеральному бюджету на 2025 год, с которым ознакомился “Ъ”. Рассмотрение документа в Госдуме запланировано на 28 мая.

В рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» федеральный проект в случае принятия законопроекта потеряет 12,8 млрд руб. из ранее предусмотренных 54,7 млрд руб. Потери из-за сокращения финансирования госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» — 9,6 млрд руб. из 46,5 млрд руб.

По словам знакомого с ходом обсуждения поправок собеседника “Ъ”, в основном сократить планируется субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов (ВС), а также субсидии авиакомпаниям на компенсацию части затрат, связанных с обслуживанием ВС. Суммарно речь идет о сокращении на 8,5 млрд руб. «Нет самолетов — нет потребности в компенсирующих субсидиях»,— пояснил источник “Ъ”, связывая это со «сдвигом вправо сроков и объемов по КПГА» (Комплексная программа развития авиаотрасли).

КПГА, которая была разработана Минтрансом при участии Минпромторга и утверждена правительством в июне 2022 года, подразумевала начало поставок с 2023 года. В январе 2023 года правительство утвердило инвестпаспорт, «направленный на выполнение КПГА». Объем CAPEX оценивался в 1 трлн руб. Из них 284 млрд руб.— средства ФНБ, 381 млрд руб.— банковские кредиты, 123 млрд руб.— средства участников инвестпроекта, 215 млрд руб.— бюджетные средства. В мае 2024 года Минпромторг сдвинул начало поставок на 2025 год. Летом 2024 года “Ъ” выяснил, что КПГА будет пересмотрена (см. “Ъ” от 9 августа 2024 года). Первый вице-премьер Денис Мантуров говорил, что КПГА может быть скорректирована после сертификации новых МС-21 и SJ 100 в конце этого года.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни