Минпромторг готовит поправки в закон о торговле, которыми устанавливается фиксированный диапазон цен на продукты. Под регулирование могут попасть овощи "борщевого набора" и другие социально значимые продукты. Власти рассчитывают, что это поможет избежать скачков цен на сезонную продукцию. Но эксперты опасаются, что такой способ формирования цен может привести к отсутствию социальных продуктов на полках.
Диапазон минимальной и максимальной отпускной цены будет устанавливаться на специальный перечень товаров. Этот перечень продуктов, а также сам диапазон и сроки, на которые цены могут фиксироваться, будет определять специальная ценовая комиссия, а утверждать - правительство, говорится в поправках к закону (есть у "Российской газеты"). В ценовую комиссию войдут представители Минпромторга, Минсельхоза, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и розничной торговли, а также региональные чиновники.
Производители будут обязаны продавать товар по ценам в рамках установленного диапазона, а торговые сети - по таким ценам покупать 80% продукции из перечня. При этом договоры между производителями и торговыми сетями на продукты из перечня должны заключаться не менее чем на один год.
Поправки могут вступить в силу уже с 1 марта 2026 года.
Минпромторг на запрос "Российской газеты" не ответил. Но в июне статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов в интервью "Российской газете" подтверждал, что ведомство разработало предложения "о переходе на долгосрочные контракты между поставщиками и сетями с фиксированной вилкой цены на овощи "борщевого набора" с дальнейшим возможным распространением на иные категории товаров".
Участники рынка рассказали "Российской газете", что в этот перечень могут быть включены также яйца и сахар. На эти товары, как и на овощи "борщевого набора", цены периодически резко растут или резко падают. Так, по данным Росстата, в 2023 году куриные яйца подорожали на 61,35%. В декабре 2023 года десяток стоил более 132 руб., а сейчас в сетях яйца можно найти и по 30 руб., что ниже себестоимости производства. Картофель из-за неурожая подорожал в 2024 году почти вдвое (в магазинах можно было найти и по 300 руб. за кг), а сейчас аграрии жалуются, что вынуждены продавать картофель по 20 руб. за кг, что тоже ниже себестоимости.
Смысл установления фиксированного диапазона цен - как раз в том, чтобы избежать таких резких скачков. Это позволит производителям не терпеть убытки в момент резкого падения цен. А для потребителя будут обеспечены стабильные цены, пояснял Чекушов.
"Минимальные отпускные цены должны позволить производителю иметь нормальную рентабельность в любом регионе, где создается или выращивается этот товар", - подчеркивал замминистра.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников на примере картофеля пояснил, как этот механизм может работать. Например, осенью, когда урожай картофеля только собран и его много, аграрии подсчитывают, что с учетом всех затрат минимум, по которому они могут отпускать торговым сетям, это условно 30-35 руб. (в зависимости от качества, логистики в конкретных регионах и т.п.). А зимой, когда аграрии вынуждены тратиться на хранение картофеля, диапазон цен пересматривается в сторону увеличения - допустим, 35-40 руб. за кг. Корректировать диапазон можно раз в квартал. А конечную цену в рамках этого диапазона определят между собой уже конкретный производитель и конкретная торговая сеть, говорит Красильников.
Если 80% немытого несортового картофеля поставлять по долгосрочным контрактам, фактически цены на эти 80% уже будут отрегулированы, и при возникновении каких-то форс-мажоров скачков цен не случится. При этом в свободном обращении останутся 20% объема, и он в случае непредвиденных ситуаций большого влияния на цены уже не окажет, считает Красильников.
Поддерживают идею и в Минсельхозе. "Применение долгосрочных контрактов с формульным ценообразованием, учитывающим интересы как производителей, так и торговых сетей, позволит снизить волатильность рынка", - прокомментировали "Российской газете" в ведомстве.
В России уже пытались фиксировать цены на базовые продукты. В конце 2020 года розничные цены на сахар установили в размере 46 руб. за кг, а на подсолнечное масло - 110 руб. за литр. Но уже в середине 2021 года отказались от этого.
Сейчас существует механизм, по которому правительство имеет право устанавливать предельные цены на социально значимые продукты на срок не более 90 дней, если в течение 60 дней подряд рост цен составляет 10% и более с исключением сезонного фактора. Также сейчас распространена практика, когда торговые сети берут на себя добровольные обязательства по сдерживанию цен на базовые продукты. В крупных торговых сетях доля продаж с наценкой не более 10% составляет около трети востребованных населением товаров, оценивал Чекушов.
При этом власти неоднократно заверяли, что не собираются вводить жесткое регулирование цен на продукты. "В настоящее время Минпромторг России не видит предпосылок для введения регулирования цен на отдельные товары", - говорил "РГ" Чекушов.
Недавно глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала административное регулирование цен тупиковым путем. "Он приводит только к дефициту, к черному рынку", - сказала она.
Диапазоны цен на отдельные продукты - все-таки не такое жесткое регулирование. Но в первой редакции поправки в закон тоже вызывают сомнения у экспертов. Установление ценового диапазона для товаропроводящей цепочки через ценовую комиссию потенциально может привести к отсутствию социальных продуктов в магазинах при ошибке в расчетах интервалов, считает исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" (входит более 450 аграриев и переработчиков) Дмитрий Востриков. "Каким образом будет формироваться комиссия, кто и за что в ней будет отвечать и какая ответственность будет предусмотрена за последствия ее работы, из законопроекта пока непонятно", - отмечает он.
Востриков говорит, что сейчас снижение предложения или рост спроса компенсируется ценой, а конкуренция минимизирует ценник. В результате покупатель всегда видит заполненные полки магазинов. А что будет после введения интервалов цен - большой вопрос.