Никите Кологривому всего тридцать, но в этом случае можно сказать — биография уже состоялась. Почти сто ролей в кино, абсолютная узнаваемость, толпы поклонников. Он может сыграть и сказочного персонажа, и хулигана, и героя. И вот что замечательно — он везде будет абсолютно убедителен и органичен, как были убедительны актеры советского кино, стоявшие вровень с лучшими мировыми звездами. Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно. За ним большое будущее? От души надеемся.
— Хороший вопрос, мне есть что сказать по этому поводу. Недавно увидел интервью Владимира Вдовиченкова — это мой старший товарищ, коллега, который всегда меня поддерживает, за что я ему очень благодарен. Его тоже спросили про молодых артистов, и он ответил примерно так: «Я как-то разговорился с мальчишкой, ему что-то около двенадцати лет. Спросил: это у тебя первое кино? Он говорит: нет, тридцать пятое!»
Сегодня кинопроизводство работает совершенно на другом уровне, нежели раньше. Фильмов снимается много, но я уверен: нельзя судить об уровне таланта артиста по числу работ, в которых он снялся. Раньше в фильмографии артиста могло быть меньшее количество фильмов, но при этом они были талантливые и очень крутые. Просто сейчас другое время, мы все живем слишком быстро.
Что должно быть в проекте? Хороший сценарий, интересный, качественный режиссер. Думаю, если зададите такой вопрос любому артисту, он ответит так же, как и я. Проект должен создавать благоприятные условия для существования артиста в кадре. Либо в нем должны сниматься мои друзья. То есть возможно и такое, что я не знаю режиссера, не знаком с продюсерами, но там дали согласие сниматься близкие мне люди, тогда, безусловно, пойду их поддержать. Если я им необходим, буду участвовать.
— Чем меня привлек проект «Август»? Прежде всего своим масштабом. Все-таки фильм основан на великом, знаменитом романе, действие которого происходит во время Великой Отечественной войны, он рассказывает о деталях работы военной контрразведки, о сложностях, которые встречаются на пути тех, кто в ней служит. Писатель знал, о чем рассказывал, поскольку сам служил в этом подразделении, знал все детали этого военного труда. «Момент истины» — документально выверенный роман, там все правда, там нет неточностей в описании боевых действий, он издавался неоднократно, пользовался популярностью у читателей, многие о нем знают или смотрели основанный на нем фильм «В августе 44-го...». Я испытал радость и ответственность, когда меня утвердили сниматься в одной из главных ролей фильма «Август».
Съемки протекали интересно, захватывающе. События, рассказанные в фильме, изначально происходили в Западной Белоруссии. А снимали мы в итоге в Карелии, Ленинградской, Ростовской, Калининградской областях, в разных климатических зонах. Это было, конечно же, большое путешествие по стране — большое и замечательное.
Режиссеры всеми силами добивались правдоподобия, в этом видели свою основную задачу. От актеров, помимо правдоподобия, требовали, скажем так, погруженности в тему. Это все-таки было очень важно.
— Для меня герой романа Евгений Таманцев — это персонаж номер один. Он там самый яркий, именно его действия, харизма вызывают эдакий пацанячий восторг. Кроме того, он все-таки израненное дитя войны, несмотря на то что бесстрашный, внимательный, такой опытный волк. Он эффектно стреляет из пистолетов сразу с двух рук. Для меня он Герой с большой буквы, человек, который, несмотря ни на что, отбросив страх и сомнения, делает свое дело, доводит его до конца, работает вдохновенно, искусно.
Я вам так скажу, когда я получил эту роль, для меня главной мотивацией стал не только прекрасный артист Владислав Галкин, царствие ему небесное, хотя, конечно же, хотелось сыграть не хуже, чем он. Мотивацией неожиданно стали окружающие. Когда мы снимали блок эпизодов в Калининграде, нас страховали ребята-спасатели. Сижу у себя в вагончике и вдруг слышу крик: «Так, ребята, кто тут из вас Таманцев?! Ну-ка, вылезай из вагончика, покажись!» Ну, я вылез, спасатели меня оглядели с ног до головы и дали напутствие: «Смотри не подведи, мы очень любим этого персонажа, сыграй его хорошо». После такого, конечно, почувствовал особую ответственность перед военными людьми, перед теми, кто, рискуя жизнями, ежедневно выполняет свой профессиональный долг. Захотелось не ударить в грязь лицом, что я и старался делать.
Удалось ли сыграть этого героя так, чтобы отличаться от Влада Галкина? Думаю, да, по крайней мере, я приложил все силы для того, чтобы сыграть Таманцева по-своему. А уж зрителям решать, хорошо это сделал или плохо. Но я старался максимально пропустить все его эмоции через себя, прочувствовать его характер, судьбу. Посмотрим, что получилось.
Требования к себе предъявлял максимальные. За меня болели многие ребята, которые служили в войсках специального назначения. Да и не они одни. Меня поддерживали не только наши консультанты — разведчики, полковники, но и мои партнеры, большие артисты, такие как Роман Мадянов, Сергей Безруков, по крайней мере все, с кем я контактировал. Конечно же, мне хотелось выглядеть в их глазах достойно, и я старался выкладываться физически и эмоционально. Мне кажется, что Таманцев — одна из моих лучших ролей.
— Я бы поговорил здесь о Романе Мадянове, царствие ему небесное. Мы познакомились с ним на проекте «По щучьему велению», где я играл Емелю, а Роман Сергеевич — Царя. Конечно, я хорошо его знал, естественно, смотрел множество фильмов с его участием. И был поражен его работоспособностью! Как мне сказали, он тогда уже тяжело болел, но при этом не давал себе никаких послаблений, выходил на площадку, снимался на жаре, в Сибири, под Тобольском, выкладывался и делал свое дело. Испытываю к нему глубочайшее уважение. Он всегда излучал позитив, шутил, рассказывал смешные истории, которые я теперь вспоминаю и пересказываю своим друзьям. Съемки с ним — колоссальный актерский опыт. Что и говорить, конечно, низкий ему поклон, он большой артист, я рад, что мне довелось с ним поработать, получить какие-то важные советы.
Помню смешной случай. Мы снимали сцены Романа Сергеевича в крепости Абалак. Я не знал, что он уже находится на площадке, вышел из своего номера, шел на съемку и начал кричать: «Ребята, я отдыхаю, сплю, какого черта вам тут приспичило снимать свое кино, как вы посмели меня разбудить?!» Люблю так пошутить, это помогает настроиться на работу. Группа это знает. Подошел и вижу: стоит Роман Сергеевич в окружении кучи людей, камер. Я понял, что маленько неудачно пошутил, но Мадянов обладал прекрасным чувством юмора, отреагировал на меня блестяще, по-доброму и потом подтрунивал надо мной целый день. Конечно, большой иронии был человек. Я очень рад, что был с ним знаком. Повторюсь, низкий ему поклон и светлая память... И всех благ его близким.
— Съемки в каком фильме стали для вас самыми затратными физически, а в каком — психологически?
— Про физически я вам отвечу сразу, долго не раздумывая, — это фильм «Август». Там было колоссальное количество эпизодов, где приходилось бегать, прыгать, стрелять, одновременно что-то играть. Режиссеры снимали большое количество дублей. К концу смены уставал страшно, приходил в свой номер, разувался и видел ноги, стертые до кровавых мозолей. Но когда ты понимаешь, ради чего ты все это делаешь, что есть люди, которые по-настоящему проходят через такие испытания, сразу становится легче. Звучит высокопарно, но ты осознаешь свою миссию, в тебе срабатывает такое пацанское чувство, что надо доделать дело, причем обязательно хорошо, максимально выложиться, по полной.
«Август» стал очень непростым для меня и с точки зрения психологических затрат. Там были очень сложные актерские сцены. Я рад, что рядом со мной всегда находился Сергей Витальевич Безруков, который играл капитана Алехина, он помогал мне, подсказывал с высоты своего опыта, как сделать роль точно. За это я ему очень благодарен. Респект, Сергей Витальевич!
— Как вы восстанавливаетесь?
— Я восстанавливаюсь неумело, не по науке. Назову, наверное, баню, спорт, общение с близкими. Ничего необычного, все так же, как у многих артистов.
— Какими качествами должен обладать режиссер, чтобы вы хотели с ним работать?
— Режиссер должен быть энтузиастом своего дела, гореть — это непременно. Он должен относиться к своему детищу как к чему-то святому, по максимуму предъявлять к себе требования, чтобы я ему поверил и пошел за ним, как ребенок, чтобы я погрузился в мир его фантазий. И я, конечно, всегда жду режиссера-учителя, человека, который помог бы мне по-новому раскрыться, отыскать в себе какие-то необычные грани и продемонстрировать их зрителям. Это случается достаточно редко, хотя, грех жаловаться, у нас большое количество талантливых режиссеров. Безмерно рад, когда с такими сталкиваюсь и учусь у них чему-то новому. Я должен быть уверен, что, если согласился на роль, режиссер поможет мне вырасти после нашего проекта не только как актеру, но и как личности.
— Какие качества вы цените в партнерах по кино, сцене?
— Хулиганство и чувство юмора. Даже самую серьезную драматическую сцену приятно играть с человеком, который после того, как вы отработали, снимет напряжение, пошутит, разрядит обстановку. С такими людьми приятно идти по жизни. Все-таки хочется, чтобы тебя окружали позитивные люди, которые даже трудности воспринимают как вызов, как приключение и готовы преодолевать их вместе. Так же с партнерами. Я отношусь к ним, как к своим друзьям. В каждом фильме воспринимаю их как близких по духу, в творчестве людей. Следовательно, мне желательно, чтобы и в жизни они были мне близки.
— Если режиссер или партнеры не соответствуют вашим ожиданиям, ведут себя неподобающе, как поступаете?
— Я, конечно, могу ругаться и спорить, но для начала всячески пытаюсь наладить контакт. Злюсь и расстраиваюсь, если у меня не получается найти контакт с теми, с кем я работаю, поэтому приложу все усилия и его найду!
— Вы получили актерское образование в ГИТИСе. Необходимо ли оно актеру? Молодые артисты сегодня не всегда стремятся получить диплом вуза, и это не мешает им сниматься в кино. Правильно ли это?
— Мое глубокое убеждение — образование необходимо. Я благодарен своим учебным заведениям — и Новосибирскому государственному театральному институту, и ГИТИСу, педагогам и учителям, которые меня ковали. Низкий им поклон! Я считаю, что артист, который не желает учиться, сильно себя обкрадывает. С институтской жизнью связано колоссальное количество интересных событий, спектаклей, конкурсов, путешествий. Это без преувеличения счастливейшие годы для актера. Там ты находишься в конкурентной среде, рядом с тобой творческие личности, все хотят тоже чего-то достичь, что-то в себе изменить, поэтому, мне кажется, театральный институт только поможет, он никак, ни в коем разе не помешает по-настоящему творческой душе.
— Как сегодня вспоминаете своих мастеров Сергея Голомазова, Павла Хомского? Чему по большому счету они вас научили?
— На этих страницах я хочу вспомнить всех своих мастеров. Это Павел Валентинович Южаков, Сергей Анатольевич Голомазов, Павел Осипович Хомский. Что могу о них сказать? Только то, что я им очень благодарен. На всю жизнь в память врезались слова, царствие ему небесное, Павла Осиповича Хомского, он говорил, что актерское мастерство — это как прыжки с вышки в воду у спортсменов. Кто боится прыгнуть с самой высокой вышки, тот не достигает олимпийского уровня. Нужно только сделать шаг. Не шагнешь с высоты бесстрашно, не опасаясь разбиться, — не сыграешь роль. Поэтому я всегда держу этот совет у себя за пазухой, и, когда мне необходимо сыграть что-то очень трудное, «шагаю с вышки». Всем советую взять на заметку этот мудрый совет!
Помимо этих очень значимых для меня людей, хотел бы с благодарностью вспомнить еще Веру Ивановну Бабичеву, Любовь Николаевну Заславскую, Ирину Юрьевну Промптову, Татьяну Сергеевну Савину, Сергея Николаевича Посельского, Тараса Дмитриевича Белоусова, Антонину Михайловну Кузнецову. Все они дорогие для меня люди, мои учителя, которые очень вовремя и грамотно направляли меня, подсказывали, что надо делать. Многим моим зрителям будет интересно узнать, что они советовали: «Ты должен меньше кричать, бегать, орать». Говорили: «Сядь лучше на стул и помолчи, в этом состоянии ты становишься интересным». И хотя мне достается множество требующих экспрессии ролей, я, следуя их совету, стараюсь всегда улучить момент, «посидеть на стуле и помолчать».
Хотел бы еще обязательно вспомнить своего педагога Владимира Александровича Зуева, именно он дал мне совет, мотивировал поехать учиться в Москву. И Светлану Владимировну Галкину, она тоже мой педагог, близкий человек, перед ней я также снимаю шляпу. Список большой, но прошу его не урезать, так как эти люди для меня очень много значат.
— С чем поступали в творческий вуз? С чем выпускались? Почему пришли в Московский Губернский театр, а не в Театр Моссовета или на Малой Бронной, которыми руководили ваши мастера?
— Как же! Я состоял в труппе Театра на Малой Бронной, проработал там после института целых три года. Играл принца Эдмунда в спектакле «Тайна старого шкафа» по «Хроникам Нарнии» и репетировал одну из моих самых любимых ролей в спектакле «Тиль». Потрясающая постановка, когда-то заглавную роль в ней в театре «Ленком» исполнял Николай Караченцов. К сожалению, у меня не получилось выйти в этой роли на сцену, но процесс репетиций с Сергеем Анатольевичем Голомазовым стал для меня большим событием, которое запомнил на всю жизнь. После этого у меня состоялся один спектакль «Моими глазами» в Театре Наций, его поставил потрясающий режиссер Дмитрий Сердюк, выпускник нашей мастерской. Это монологи участников Великой Отечественной войны, очень пронзительная история.
Позже, на съемках проекта «Бендер», мы познакомились с Сергеем Витальевичем Безруковым. Я поработал у него несколько лет в Губернском театре, у меня там был замечательный военный спектакль по прозе Виктора Астафьева «Веселый солдат», где я играл самого писателя в молодые годы. В спектакле «Алиса в Стране чудес» я выходил на сцену в роли Чеширского кота и получил свою первую театральную премию «Золотой Мухин» в номинации «Прорыв года».
Работа в Губернском театре подарила мне незабываемый опыт, друзей, коллег. Театр для артиста вообще кузница профессионального мастерства и дом, мне нравятся сегодня многие театры, но себя я пока там не вижу, поэтому называю себя «бродячим» артистом.
— Как пришла идея постановки спектакля «Маяковский. Я сам»? Чем вас привлек именно этот поэт? Как спектакль принимает публика?
— Маяковский, можно сказать, стал для меня открытием. В школе я его не любил, он казался мне слишком сложным для восприятия. Очень рад, что в институте я многое прочитал про футуризм, который исповедовал поэт, и стал иначе относиться к Маяковскому. В какой-то момент мне пришло предложение от продюсеров поставить спектакль, они спрашивали, какие темы меня волнуют.
Я сказал, что биография Маяковского, всем это понравилось. Мы приступили к работе и, слава богу, выпустили спектакль. Я рад, что в нем, помимо меня, заняты замечательные артисты из разных театров, все очень опытные, профессиональные. Надеюсь, что они скоро станут известны широкому зрителю. Я благодарен нашему режиссеру Семену Шомину, который написал сценарий по автобиографии поэта, все это оживил, создал, нашему художнику-постановщику Татьяне Зарубиной, художникам по костюмам. Нашим продюсерам, в частности выпускающему продюсеру Наталье Шиняевой, — все они большие молодцы, наполнение зрительного зала как раз таки зависит и от них. Получился дорогой для меня спектакль, считаю, что он во многом про меня, мою жизнь, ну и, естественно, про жизнь Владимира Владимировича Маяковского, его гений, талант. Мне кажется, мы неплохо рассказываем, как поэт рефлексировал, размышлял в то непростое время, как существовал, как рождались его стихи. В общем, приходите, поразмышляем вместе. Уверен, что зрители тоже по-новому откроют для себя великого поэта.
— Как вспоминаете съемки в фильмах и сериалах «По щучьему велению», «Метод», «Комбинация» — проектах, громко прозвучавших в последнее время?
— Выделить один любимый не могу, мне дороги все. Все три проекта объединяет слово «Атмосфера» — именно так, с большой буквы. «По щучьему велению» — большое детское кино, где мой персонаж Емеля очень похож на меня, поэтому все было потрясающе! Над фильмом «По щучьему велению» работала не просто группа, а семья. Мы снимали в экспедиции, далеко от Москвы. Круто проводили свободное от съемок время: вместе жарили шашлыки, встречали рассветы и провожали закаты. Мы до сих пор поддерживаем общение, я очень благодарен этому проекту, он подарил мне прекрасные ощущения.
В «Комбинации» я сыграл продюсера легендарной поп-группы Александра Шишинина. Для меня это не просто проект, это тоже большая часть моей жизни, очень интересная, захватывающая, в этом сериале я сыграл одну из моих любимых ролей. Если бы меня спросили: хочешь еще раз поработать с режиссером Никитой Власовым, оператором Кириллом Клепаловым, девчонками — исполнительницами ролей популярных певиц — участниц группы, я бы не раздумывая ответил да!
На «Методе» был очень рад познакомиться с прекрасным режиссером Юрой Быковым, он абсолютно такой же хулиган, как я, энтузиаст в творчестве. Талантливейший и умнейший человек. Буду рад у него сниматься вновь и вновь, если позовет. «Метод» рассказывает историю охотника на маньяков, следователя Меглина. Надеюсь, что зрители оценят и мою работу в роли персонажа по кличке Зверь. Конечно же, роль создавалась в тандеме с Юрой.
— Вы занимались единоборствами — карате, айкидо, боксом, борьбой. Как это пригодилось в актерской профессии и как повлияло на ваш характер, чему научило?
— Единоборства воспитали во мне дисциплину. Спорт и искусство, как мне кажется, роднит дисциплина. В кино нам требуется постоянно что-то повторять, играть множество дублей. А для того чтобы повторять, у человека должна быть выработана воля, воля же, в свою очередь, вырабатывается через преодоление. Спорт учит преодолевать боль, страх, сомнения, состояние неуверенности и идти вперед к цели. Это очень помогает и на съемочной площадке, и в жизни, где постоянно должен доказывать, чего стоишь, развеивать сомнения окружающих, отбивать атаки недобросовестных медиа, если они возникают. Тебе необходимо выдерживать большие тяжелые нагрузки, не застревать на их преодолении, а концентрироваться на своей работе, постоянно идти вперед.
К слову, спортивные навыки пригодились мне и во время съемок «Августа». Приехали на летное поле, а там турник. Я предложил на нем поупражняться. В итоге сняли красивую сцену, где Таманцев лихо крутит обороты на турнике. А потом соскакивает с гимнастическим приветствием, подняв руку вверх.
— На что потратили первый большой гонорар?
— Первый большой гонорар у меня был 50 тысяч рублей, это случилось, по-моему, когда учился на первом курсе. Для меня это были невероятные деньги, я их потратил на билеты маме и сестре в Москву, мы с ними гуляли по ВДНХ. В общем, на семью, так скажем.
— Какую роль играют для вас деньги, когда принимаете решение сниматься в той или иной роли?
— Сейчас уже первостепенную роль играют сценарий, режиссер, проект. Потом встает вопрос о деньгах. Есть проекты, которые я могу поддержать и сняться совсем без гонорара, как, например, недавний — «Искупление», где мы, кстати, тоже снялись с Сергеем Витальевичем Безруковым, Виктором Сухоруковым и другими прекрасными актерами. Конечно же, я хочу зарабатывать. Но все-таки выбор роли зависит от других факторов.
— Что прописано у вас в райдере?
— Все очень просто. Там прописаны, значит, орешки, фрукты, бутерброды, кока-кола (теперь уже без сахара), вода, влажные салфетки, сухие салфетки. А, и шоколадка с орехами. Питаюсь я едой, которую дают на площадке.
— Не сомневаюсь, что вас узнают на улице, подходят, просят сфотографироваться. Это сильно осложняет жизнь?
— Я всегда готов общаться с поклонниками, если у меня есть возможность, особенно если это касается детей.
Популярность — вещь приятная, не стану отрицать. Но я ею не упиваюсь, стараюсь быть ближе к людям.
— Есть ли у вас нереализованные желания?
— Желаю, чтобы был мир во всем мире, чтобы все дети были здоровы и счастливы, чтобы мы развивались, покоряли космос. Вот чего я хочу.